Каждая единица техники и оборудования, прошедшая проектирование, обладает определенным запасом прочности или ресурсом, рассчитанным на работу до проведения капитального ремонта. В то же время для каждого парка техники характерны свои ожидания и показатели, а также привычные нормы выработки, которые считаются стандартными.
Обычно считается, что двигатели коммерческой техники европейских брендов выдерживают до капитального ремонта пробег в пределах 1–1,2 млн км, хотя это скорее идеал, чем реальность. На практике российские транспортные компании чаще сталкиваются с показателями в диапазоне от 600 до 800 тысяч километров пробега на европейской технике.
Концерн «Shell» вместе с такими производителями техники, как Scania, Volvo, Iveco и MAN, а также с крупными транспортными компаниями, вкладывал значительные средства в организацию контролируемых испытаний по всей России и Центральной Азии. В автопарках, которые часто используют смазочные материалы «Шелл», ресурс двигателей до капитального ремонта составляет от 1,2 до 1,5 миллионов километров. Автомобили, купленные в 2014–2015 годах и прошедшие свыше 1,5 млн км, только сейчас подходят к сроку капитального ремонта.
Увеличение ресурса техники требует комплексного подхода к обслуживанию, и успех здесь определяется множеством факторов: качеством самих узлов и агрегатов, уровнем их сборки, надежностью расходных материалов и запчастей, регулярным проведением техобслуживания, использованием качественных смазочных материалов и соблюдением правильных интервалов их замены, оперативным выявлением и устранением неполадок до того, как они приведут к серьезным поломкам, условиями и режимами эксплуатации, квалификацией водителей, а также качеством используемого топлива.
Выбор смазочного материала
При выборе смазочных материалов важно найти баланс между качеством продукта и подходящим интервалом его замены. Задача не в том, чтобы увеличить интервал, а в том, чтобы быть уверенным, что выбранное масло сохранит свои свойства на протяжении 60 000 км, обычного периода службы для магистральной техники. Это особенно важно, если выбор масла был сделан из экономии.
Также важно учитывать сложные условия эксплуатации, характерные для конкретного транспортного парка. К примеру, такие факторы, как работа на холостом ходу при движении в городских условиях или на загруженных трассах, температурные колебания, перегрузка или эксплуатация на бездорожье, могут существенно повлиять на износ техники. Необходимо понимать, каким образом можно минимизировать негативное влияние этих условий. Если условия работы остаются стабильными, достаточно однажды провести анализ, подобрать подходящие смазочные материалы и график обслуживания, после чего строго придерживаться выбранного регламента.
Сегодня многие предприятия функционируют в условиях постоянных изменений. Появляются новые поставщики техники и комплектующих, производители смазочных материалов и фильтров, обновляются рекомендации от изготовителей техники и графики технического обслуживания. Хотя прошлые результаты могут служить отправной точкой, чтобы повторить их, потребуется заново провести тщательный анализ и адаптацию под текущие реалии.
Приблизительно каждая третья машина имеет скрытую неисправность[1], согласно экспертам нашей компании, которые регулярно тестируют технику и анализируют состояние используемых масел. В настоящее время можно предположить, что у каждой второй машины такая проблема может возникнуть из-за распространения неоригинальных и низкокачественных деталей и масел, длительного времени и высоких затрат на доставку оригинальных расходных материалов.
Даже самое высококачественное смазочное масло не способно восполнить недостатки, вызванные неисправностями системы охлаждения, протекающими форсунками или применением низкосортных масляных и топливных фильтров.
Регулярные проверки и своевременная замена расходных материалов – основа долгой жизни двигателя. Важно соблюдать рекомендованные производителем интервалы замены масла, фильтров и других компонентов. Это позволит избежать накопления загрязнений и износа деталей, что предотвратит преждевременные поломки.
Контроль состояния смазочных материалов
Применение проверенных высококачественных смазочных материалов в сочетании с системой мониторинга состояния масла и техники позволяет снизить число неопределенностей. Анализ состояния масла, подобно анализу крови у человека, способен выявить возможные проблемы. Началось ли подтекание форсунок, износились ли подшипники или попал антифриз — все эти и другие проблемы можно обнаружить на ранних стадиях благодаря мониторингу масла и своевременно принять необходимые меры.
Ключевое значение имеет именно системный подход, при котором пробы берутся на регулярной основе, результаты анализа обрабатываются, преобразуются в закономерности и практические советы, которые затем реализуют сотрудники на местах.
Для эффективного использования моторного масла в рамках стратегии увеличения ресурса техники до капитального ремонта, рекомендуется учитывать следующие аспекты:
- Высококачественные смазочные материалы. В условиях множества изменяющихся факторов, стабильность играет ключевую роль. Качество продукции «Shell» проверено временем, подтверждено многолетним опытом работы в России в самых сложных условиях и климатических зонах. Система контроля качества на заводах «Шелл» является одной из наиболее строгих в отрасли. Состав продукции «Шелл» остаётся неизменным на всех предприятиях концерна. Покупатель получает одинаковый состав продукта независимо от завода-изготовителя и партии товара.
- Система мониторинга состояния масла, которая учитывает различные внешние воздействия и помогает обнаруживать потенциальные неисправности техники на ранних стадиях. Такой мониторинг может проводиться как внутри предприятия, так и с помощью независимых лабораторий.
- Техническая поддержка со стороны поставщика смазочных материалов, включая подбор оптимального ассортимента масел и консистентных смазок, регулярные осмотры техники, разработку программ мониторинга и подготовку диагностических отчетов на основании результатов анализа смазочных материалов.
Продление срока службы двигателя – комплексная задача, требующая внимания ко многим аспектам эксплуатации и обслуживания техники. Однако инвестиции в качественное обслуживание, обучение персонала и современные технологии окупятся многократно, снижая затраты на ремонты и увеличивая прибыльность бизнеса.
Конечно, у каждого транспортного парка и предприятия есть свои собственные цели. Для одних приоритетом может быть максимальная продолжительность работы до капитального ремонта, для других — удобство ремонта. Команда Phoenix Lubricants отлично понимает потенциал смазочных материалов «Шелл» и готова помочь вам добиться максимальной отдачи с учетом всех нужд и целей вашего автопарка. Мы также осознаем, что профессионализм поставщика заключается не только в техническом решении вопросов, но и в умении предложить гибкие условия поставок и сотрудничества, облегчающие бизнесу выполнение своих задач.
[1] На основании анализов Shell Lube Analyst в период с 2018 по 2022 год. Проведено 25 млн анализов работавших масел в регионах присутствия концерна «Шелл».